Как избежать перегрева двигателя и охладить салон в жару
09.08.2023
При высокой температуре на улице системы охлаждения и кондиционирования автомобиля испытывают повышенную нагрузку. Поэтому автолюбителям важно уделять внимание чистоте радиаторов и работе вентиляторов, чтобы они более эффективно отводили тепло. Из этой статьи вы узнаете, как улучшить теплоотвод в машине.
Причины перегрева мотора и кондиционера
- Основной предпосылкой к перегреву служат загрязненные радиаторы. Даже если снаружи они относительно чистые — в процессе эксплуатации между теплообменниками кондиционера и охлаждения антифриза скапливается «шуба» из пыли, грязи и тополиного пуха.
- Далее идет недостаточный уровень антифриза и хладагента. Если первый проверяется самостоятельно, для проверки второго придется посетить автосервис.
- Повреждение лопастей вентилятора или гидромуфты включения.
- Разрушение лопаток крыльчатки водяного насоса.
- Следующий момент — снижение эффективности двигателя из-за неисправной топливной системы либо зажигания. Помимо прямого эффекта от недостаточного давления топлива (обедняет смесь — растет температура горения), неисправных свечей (пропуски в цилиндрах приводят к догоранию в выпускном коллекторе) и позднего зажигания (повышается температура в камере сгорания) ситуация дополняется бОльшим нажатием на педаль «газа», чтобы компенсировать недостаток мощности, что ведет к дальнейшему перегреву.
- Проблемы с электрикой. Отказавший электровентилятор или его датчик включения моментально «вскипятят» мотор, а неисправное реле или разъем в системе со ступенчатой регулировкой скорости «пропеллера» будут маскироваться до последнего, увеличивая термонагруженность агрегата.
А недостаточное напряжение в бортсети или окисленные контакты не дадут «карлсону» вращаться в полную силу. - Тяжелый ход из-за подклинивающих тормозов, перетянутых подшипников или неправильных углов установки колес.
- Использование герметиков радиатора, которые снижают сечение каналов.
- Дорожные условия и стиль езды. Если при +30 долго буксовать в грязи, толкаться в заторе с тяжелым прицепом, или играть в «Шумахера» — то даже исправная система будет работать без запаса по теплоотводу.
Как снизить тепловую нагрузку на ДВС и улучшить охлаждение салона
Чтобы гарантированно избавиться от проблемы перегрева мотора и плохо охлаждающего кондиционера, будем действовать комплексно.
- Проверим уровень и качество охлаждающей жидкости. Дольём или заменим с промывкой.
- Вымоем снаружи картеры двигателя и КПП – чистые поверхности способствуют улучшению теплоотвода.
- Очистим радиаторы с демонтированием теплообменников (в некоторых автомобилях возможно развести их друг от друга без разгерметизации систем).
- Осмотрим муфту, лопасти и крыльчатку.
- Если отсутствуют дефлекторы или диффузоры — установим их на место (часто после ДТП забывают смонтировать скрытые элементы).
- Проведем диагностику кондиционера, при необходимости перезаправим.
- Убедимся в исправности ходовой части.
- Установим сетку в бампер и под решетку — она защитит от мелких камней, задержит листья и пух.
- Устраним проблемы с электрооборудованием, измерим напряжение на клеммах электровентилятора.
- Проинспектируем зажигание и топливную аппаратуру.
- На машине с АКПП или вариатором установим датчик температуры и радиатор «трансмиссионки».
- Перестанем лихачить по жаре и бездумно буксовать, когда машина уже закопалась.
Если стрелка указателя температуры всё же поползла к верхней границе — не дожидаемся закипания, а включаем отопитель на максимальную температуру и полный нагрев, и неспешно съезжаем на обочину. Где даем двигателю поработать на холостых оборотах, поливая радиаторы холодной водой. И только через 5-10 минут выключаем мотор и аккуратно открываем пробку для долива, чтобы не получить ожоги.
Автомобиль с исправным охлаждением и кондиционером подарит владельцу удовольствие от вождения даже в самый лютый зной. Осталось лишь примести машину в порядок.
Илья Илмарин, 2023