Как отремонтировать выхлопную систему
05.03.2019
![]() |
Ремонтируем глушитель своими силами |
Где пропускает выпускная система?
Как правило, на ровных участках труб редко происходят поломки. Обычно ржавеет металл у входа в «банки» резонаторов и глушителей. Лопается сильфон («гофра»), или прогорает прокладка приемной трубы коллектора. Может нарушиться герметичность соединения фланцев «встык» или через кольцо.
Чтобы определить утечку, понадобится смотровая яма или подъёмник. Может пригодиться распылитель с мыльной водой.
- Сначала осматриваем выхлоп — в местах трещин обычно видны черные следы сажи.
- Ничего не заметили? Тогда заводим мотор, прикрываем тряпкой торец трубы и внимательно слушаем все соединения. Особое внимание — сварным швам.
- Для диагностики свежих утечек смочим выпускной тракт из пульверизатора. Там, где выходит воздух — появятся пузыри.
Когда нашли поломку — принимаем решение: восстанавливаем старую деталь, или идём в магазин за новой выхлопной системой. Сомнительные изделия обходим стороной — мы же не хотим, как в старых «Жигулях», подкладывать воздушный фильтр между «банкой» и кузовом для борьбы с резонансом. А качественные комплектующие хорошо подходят по соединениям, не нуждаются в подгонке, и служат не один год.
Если трубопровод разъединился в пути, и мешает движению — примотайте элементы проволокой к кузову или друг к другу через отрезок арматуры или палку. Это позволит доехать до эстакады или сервиса, не повредив сопряженные детали.

Ремонтируем выхлопную систему
Собрались чинить — запаситесь заранее необходимыми деталями: крепежом и материалами (хомутами, подвесами, прокладками).
- Повреждение на прямой поверхности заделываем при помощи пластыря. Не успели приобрести — придется вырезать из жести латку и закрепить двумя хомутами.
- Небольшие отверстия закроем при помощи термостойкой «холодной сварки» — ведь по условиям задачи сварочного аппарата под рукой нет. Забыли купить спецсостав — смешаем алюминиевые опилки с пластификатором и эпоксидной смолой.
- Прогорел сильфон — временно используем тот же бандаж. Но со временем придётся заменить компенсатор («гофру») целиком — для этого понадобится сварка. Хотя в продаже встречаются и варианты под хомуты.
- При сборке старых соединений воспользуемся специальным герметиком — после высыхания он не выгорает (по виду и свойствам похож на керамику).
На некоторых моделях временно можно заменить оконечную часть отрезком трубки подходящего диаметра. Звук будет громче, но останется за кормой, и не будет мешать водителю, а газы — проникать в салон.
«Катализатор»: выбивать или менять?
Случается, что после заправки этилированным бензином или поездки с неисправным зажиганием (пропуски искрообразования) соты каталитического нейтрализатора безвозвратно оплавляются. В лучшем случае такое авто не пройдёт техосмотр. В худшем — потеряет тягу, или вообще перестанет заводиться. Для начала попробуем воспользоваться очистителем. Не помогло — приступаем к ремонту.
Многие автолюбители в попытках сэкономить удаляют наполнитель и устанавливают «обманку» датчика кислорода. Или ставят проставку с отводом для лямбда-зонда. Да, этот вариант дешевле. Но подумайте о соседях по «пробке» — будет ли им приятно дышать таким выхлопом? К тому же в модификациях с двумя анализаторами не всегда удаётся получить корректную работу системы управления двигателем.
Правильный вариант — заменить нейтрализатор. Увы, во многих современных автомобилях с целью более быстрого разогрева для выхода на рабочий режим дожигатель устанавливают рядом с двигателем. В этом случае понадобится приобрести катколлектор в сборе. Альтернативный способ — купить универсальный модуль, и приварить его вместо штатного.
Следите за исправностью выпускной системы — и тишина во время движения позволит вам получать удовольствие от каждой поездки.
Илья Илмарин