Покупаем летнюю резину — какие шины выбрать в 2021 году
19.04.2021
Пришло время сезонной переобувки автомобиля. Какие шины выбрать на лето 2021 года обычному водителю, какой рисунок протектора лучше — симметричный, направленный, асимметричный? Купить тихие и экономичные в ущерб проходимости или «зубастые», и ездить аккуратно на дачу и в лес? Предлагаем разобраться в особенностях поведения автомобиля в различных ситуациях на каждом типе резины.
Какие шины купить на лето?
Если ответить одной фразой — то любые, кроме шипованных. Но условия у всех разные, поэтому универсального рецепта не существует.
- Летние обладают наименьшей шумностью, такая резина экономична, хорошо держит дорогу на скорости в жаркий день и во время дождя. Но абсолютно беспомощна при движении по траве и раскисшей грунтовке. Если предпочитаете активный стиль вождения в городе, для динамичной езды придется подобрать именно такую «обувку».
- Всесезонные выбирают водители, у которых нет желания заниматься переобувкой авто. Если вы соблюдаете скоростной режим, ездите аккуратно и прогнозируете дорожную обстановку на несколько шагов вперёд — это вполне логичный выбор. Но не стоит ждать отточенной управляемости, рекордного торможения и проходимости — универсальные изделия уступают специализированным.
- Зимние нешипованные шины всё чаще встречаются и летом. У этого варианта есть свои положительные стороны — не нужно два раза в год стоять очередь в шиномонтаж, такие колеса хорошо едут по легкому бездорожью, мягко отрабатывают неровности асфальта, неплохо отводят воду из пятна контакта. Недостатки — повышенный износ и шум, посредственные характеристики управляемости и торможения, ещё более ухудшающиеся в жару. Если вы ездите аккуратно и медленно, а летний пробег небольшой и преимущественно по грунтовым дорогам — такой вариант вполне оправдан.
- АТ или МТ используются для бездорожья. Если выбираете летние колеса для рыболовно-охотничьего автомобиля — покупаем из этой категории. Асфальта предполагается по минимуму — смотрим на внедорожные Mud Terrain, эксплуатация 50 на 50 с бездорожьем — выберем All Terrain. Следует помнить, что при круглогодичной эксплуатации такая «обувка» неплохо ведёт себя в снегу, но абсолютно беспомощна на льду.

Для удобства поместим в таблицу основные характеристики шин для лета
Для удобства поместим в таблицу основные характеристики шин для лета
Параметр/протектор |
Летние |
Дождевые |
Всесезонные |
АТ/МТ |
«Липучка» |
Курс. устойчивость |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Управляемость |
|
|
|
|
|
Торможение |
|
|
|
|
|
Экономичность, шум |
|
|
|
|
|
Износостойкость |
|
|
|
|
|
Сухой асфальт |
|
|
|
|
|
Мокрая дорога |
|
|
|
|
|
Бездорожье |
|
|
|
|
|
Круглый год |
|
|
|
|
|
Затраты на монтаж |
|
|
|
|
|
Отметим, что эта классификация весьма условна и не претендует на абсолютную истину.
Разновидности рисунка протектора
Дизайн и глубина рисунка — это компромисс между поведением авто в различных условиях. Высокий протектор хорошо справляется с лужами и меньше замыливается на грунте, но в предельных режимах на сухом покрытии раньше перестает держать машину. Таким образом, полуслики обладают лучшими сцепными свойствами на сухом чистом асфальте, а развитая шашка вкупе с боковыми грунтозацепами поможет на бездорожье.
- Асимметричный рисунок пришел из спорта, чтобы совместить стабильность движения по прямой за счет сплошной центральной зоны, управляемость в поворотах благодаря конструкции наружной дорожки, и обеспечить отвод воды развитыми ламелями внутренней стороны. Выпускается с направленным и ненаправленным протектором. Наружная сторона маркируется надписью OUT или Outside, вращение — стрелкой. Основная проблема — такую шину можно устанавливать только справа или слева.
- Симметричный направленный рисунок дождевых шин хорошо справляется с аквапланированием. При монтаже обратите внимание на направление стрелки с надписью Rotation.
- Симметричное ненаправленное колесо можно установить на любую сторону автомобиля. Ограничений по направлению вращения нет. Поэтому основная часть резины продается именно с таким дизайном.
Экономия на шинах — за и против
Летом на дорогах мы часто видим авто на зимних нешипованных колёсах — «липучках». Что это — лень водителей, разовое желание сэкономить или трезвый расчет?
Посмотрим, из чего складываются затраты на шины, и на чём можно сэкономить — ведь ежегодные вложения в шиномонтаж за 6 лет или разовые в покупку дополнительного комплекта дисков приблизительно равны. Разумеется, наши предположения не относятся к случаю, когда колёс еле хватает на сезон, и вы любите проходить повороты в заносе, со светофора непременно стартуете первым и регулярно спонсируете кузовной цех.
При аккуратной эксплуатации за 6 лет протектор ещё находится во вполне приличном состоянии, но резина «дубеет», а боковины покрываются трещинами. Поэтому использовать такие покрышки уже нельзя.
Таким образом, если круглогодично ездить с небольшими пробегами на универсальном комплекте и каждые 4 года его менять по износу — получается вдвое дешевле, чем раз в 6 лет обновлять два комплекта («лето» и «зиму»).
Это плюс, так как в первом случае за 12 лет (средний срок эксплуатации авто) мы сменим 12 покрышек и дважды воспользуемся услугами мастерской, а во втором — 16 шин и 24 раза посетим автосервис. А это в общей сложности двое суток жизни, проведённых в ремзоне, испачканная одежда и багажник, несмотря на пакеты.
Минус универсальности — худшие характеристики, необходимость более ответственно относиться к управлению автомобилем. Ведь одно ДТП из-за недостаточных сцепных свойств перечеркнет всю экономию. С другой стороны — сейчас даже недорогая «всесезонка» имеет куда лучшие характеристики, чем советская «БЛ-85», на которой ездили, невзирая на погоду.
Поэтому четких рекомендаций быть не может — каждый сам оценивает свои водительские навыки, темперамент, достаток, среднегодовой пробег, климатическую и дорожную обстановку.
Правильно выбирайте летние шины под индивидуальные условия эксплуатации, и лишь потом обращайте внимание на марку — обычно разработки ведущих производителей авторезины близки по характеристикам.
Илья Илмарин, 2021