Выберите город
Каталог
Войти Статус заказа
...

Поломки и обслуживание тормозной системы в машине

23.06.2025
Поломки и обслуживание тормозной системы в машине

Поломки и обслуживание тормозной системы в машине

Тормоза — важнейший элемент активной безопасности автомобиля. Эта статья поможет самостоятельно выявить поломки и не упустить важные моменты при обслуживании тормозной системы в машине.

Признаки неисправностей тормозной системы

  • «Уходит» тормозная жидкость — негерметичность. Утечка возможна через манжеты главного (в т.ч. в вакуумный усилитель) или рабочих цилиндров, проржавевшие/лопнувшие трубки, потрескавшиеся шланги, уплотнение бачка ТЖ, сорванные прокачные штуцеры.
  • Проваливается педаль тормоза без утечки тормозной жидкости — скорее всего проблема в перепускном клапане главного тормозного цилиндра, поэтому ремонтируем его, или ставим новый ГТЦ. Если педаль провалилась после повышенной нагрузки на тормозную систему — это может быть вызвано закипанием тормозной жидкости, которую давно не меняли.
  • Если педаль нужно накачивать для торможения — смотрим систему самоподведения колодок. На авто с барабанными тормозами, где предусмотрено ручное разведение — подводим колодки по инструкции. Если педаль «ватная» — прокачиваем тормоза, чтобы удалить воздух.
  • Шипение при нажатии на тормоз — повреждение диафрагмы вакуумного усилителя тормозов, штуцера или шланга отбора вакуума от коллектора.
  • При торможении уводит в сторону, ухудшился накат автомобиля, на ободах колёс появился коричневый налёт, колодки изнашиваются неравномерно — требуется профилактика тормозных суппортов: вероятно «закусывают» направляющие, подклинивают поршни, или «залегли» колодки. Ухудшение выбега также может быть связано с нарушением подвижности деталей стояночного тормоза.
  • Вибрация руля при торможении — проверяем биение передних тормозных дисков и наличие на них окалины. Аналогичные проблемы тормозов задней оси ощущаются толчками на педали тормоза.
  • Тормозные шланги вздуваются или шевелятся при нажатии педали тормоза — меняем их, т.к. началось разрушение оплётки. Также замена требуется, если видны трещины/потертости на шлангах тормозной системы.
  • «Ручник» не растормаживается, когда «закисли» тросы после преодоления брода, прилипли колодки от длительной стоянки при влажной погоде, или примёрзли после мойки в мороз.
  • Плохо тормозит задняя ось в машине без АБС — проверяем регулятор тормозного усилия («колдун»).

Ингода встречаются экзотические неисправности, когда, например, колёса не растормаживаются вследствие разбухания внутренней поверхности шлангов.


456_1.jpg


Световая индикация неисправностей тормозов

Как правило, неисправности, при которых возможно продолжать движение, имеют пиктограмму желтого цвета. Проблемы, требующие немедленного устранения — красную. Чтобы удостовериться в том, что дефект действительно присутствует, проведём несложную диагностику.

Если загорелась красная лампочка уровня тормозной жидкости, а он в норме — попросите помощника понажимать на датчик бачка ТЖ или снимите с него разъём для проверки исправности электрической части. При нажатии на поплавок сигнализатор должен включаться, при отпускании — гаснуть.

Снижение уровня ТЖ ниже допустимого может быть вызвано предельным износом всех дисков/барабанов и колодок — в этом случае необходимо их срочно заменить, чтобы не допустить выхода поршней за пределы рабочего диапазона.

Аналогично проверяем выключатель индикатора «ручника» — кнопка обычно находится под рычагом стояночного тормоза.

Смотрим датчики износа тормозных колодок. Иногда они начинают работать некорректно после проезда глубоких луж, механического разрушения, коррозии, попадания металлических частиц.

При появлении желтого индикатора антиблокировочной системы тормозов первым делом проверяем целостность проводки датчиков ABS и отсутствие на них грязи. Если есть возможность — считываем коды сканером, или едем в сервис.

Как остановить машину, если отказали тормоза

  1. Несколько раз подряд нажимаем на тормоз — если осталась жидкость, то её должно хватить на срабатывание одного из контуров аварийной тормозной системы.
  2. Задействуем стояночный тормоз, но чтобы не заблокировать задние колёса.
  3. Тормозим передачами двигателя на МКПП или в ручном режиме АКПП.
  4. Выбираем предметы, о которые можно остановиться с минимальным ущербом — притереться к отбойнику, или затормозить о противоподкатный брус грузовика.

Не следует выбирать удар с половинным перекрытием в авто премиум класса, т.к. в этом случае затраты будут максимальными.


portrait-person-doing-arts-crafts (1).jpg

Проверка и обслуживание тормозной системы автомобиля

  1. При любой возможности на пустой умеренно скользкой асфальтовой дороге (песок, снег) убеждаемся в равномерности торможения при небольшой скорости — машину не должно уводить в сторону, следы срабатывания тормозов всех колес равномерные.
  2. На каждом ТО и при сезонной смене шин проверяем легкость вращения колёс, износ и подвижность колодок, состояние тормозных дисков. Если «ещё походят» — можно почистить вентиляционные отверстия. Если толщина ниже допустимых значений, либо присутствуют сколы, трещины, расслоение или сильная коррозия — меняем детали на новые. В доступном сегменте хорошо себя показали тормозные диски и колодки Riginal.
  3. При каждой смене тормозных колодок чистим суппорты и направляющие, при необходимости смазываем рекомендуемой производителем медной или тефлоновой смазкой. Пыльники цилиндров можно протереть силиконом.
  4. Осматриваем тормозные шланги под нагрузкой (просим помощника с усилием нажимать на тормоз).
  5. Изучаем тросы стояночного тормоза и их уравнитель — они должны быть закреплены к кузову в штатных местах, на рубашках не должно быть коррозии и протёртостей. Нарушение подвижности, следы ржавчины, оборванные жилы тросиков и утоньшение в местах крепления бобышек — повод к замене.
  6. Проверяем срабатывание датчика («лягушки») и исправность всех ламп стоп-сигналов.

И, конечно же, вовремя меняем тормозную жидкость согласно инструкции (автопроизводители рекомендуют 2-4 года или 40-60 тыс. км). Особенно если планируется сильная нагрузка на тормоза — движение на большой скорости, с прицепом, или по горным дорогам. При этом важно помнить, что не все ТЖ можно смешивать между собой. А в некоторых автомобилях c АБС для прокачки требуется подключение специального оборудования.



Предпочтительно устанавливать оригинальные запчасти. Но если срок поставки или цена выходят за рамки разумного — рассматриваем качественные заменители. Например, под брендом Riginal поставляются детали тормозных систем для российских авто, тормоза для иномарок и грузовиков. Главное — не нарваться на кустарную подделку или восстановленные детали, поэтому покупаем/заказываем в проверенных магазинах.

Чтобы быть уверенным в исправности тормозов — необходимо вовремя проводить обслуживание тормозной системы. Это существенно повышает безопасность вождения и экономит топливо.

Илья Илмарин, 2025

Возврат к списку