Сезонная переобувка – советы, сопутствующие работы, диагностика
15.03.2016Сошел снег, среднесуточная температура превысила отметку +5 градусов. Значит, пришла пора сменить зимние шины на летние. Заодно провести диагностику доступными способами.
Переобуваем машину своими руками
Если учесть время на погрузку с выгрузкой, поездку в шиномонтаж или автосервис, очередь и ожидание готовности, то получится ровно половина дня. Добавим к этому моральные потери (свернутые болты и гайки, поврежденное лакокрасочное покрытие дисков).
В случае наличия желания и комплекта колёс в сборе вы можете переобуть машину самостоятельно за 1-2 часа, попутно выполнив простейшую диагностику.
Помимо чистой ровной площадки, понадобятся инструменты:
Пневматический или электрический гайковёрт существенно облегчит и ускорит процесс.
Меняем колёса самостоятельно: этапы
Осматриваем летнюю резину (порезы, трещины недопустимы!), проверяем давление, раскладываем по местам около авто. Если крепёж у летних дисков свой – не забудем его, чтобы не заниматься поисками, когда машина уже вывешена.
Чтобы предотвратить деформацию порогов, находим по инструкции места для установки домкрата. По очереди ослабляем крепёж, поднимаем каждое колесо и откладываем в сторону.
Осматриваем доступные детали, после чего ставим «лето» на место, используя динамометрический ключ.
Перед установкой не забываем нанести немного смазки на привалочную плоскость диска к ступице. Весь крепёж очищаем от коррозии и загрязнений с помощью маслянистой жидкости – например, WD-40.
Смазывать или нет колесные болты или гайки – тема многочисленных интернет-баталий. По старинке закручивать штатным «баллонником» «с ноги» можно и на сухую, из-за страшного скрипа меньше вероятности перетянуть и оборвать резьбу.
Когда применяете динамометрический ключ с рекомендованным моментом затяжки – смазка не повредит. Главное – избегать попадания масла на тормоза.
Замена шин в автосервисе
Если вы обладатель только «резины», то вам дорога в шиномонтаж. Будьте внимательны, там со всех сторон подстерегают люди, которые не будут церемониться с вашим автомобилем.
Безусловно, бывают приятные исключения. Но основная масса «монтажников», увы, имеет весьма низкую культуру работы.
Признаки, по которым распознаём «вредителей»:
- При очистке колёса обстукивают молотком, обдирают металлической щёткой.
- Крепёж бросают в лужу или грязь.
- Для посадки резины на обод используют «отработку» вместо специального состава или мыла.
- На лапах шиномонтажного станка отсутствуют пластиковые накладки, предотвращающие повреждения обода.
- Болты закручивают гайковёртом и дотягивают метровым рычагом «по слуху».
- Грязные неподписанные шины кладут в багажник, не предложив пакеты.
Если первое впечатление преимущественно положительное, приступаем к процедуре.
Не отходим от рабочего места – контролируем аккуратность мастеров, момент затяжки. При наличии направленного или ассиметричного рисунка протектора проверяем правильность сборки и установки колёс.
Для посещения мастерской выберем сухой день – так багажник меньше испачкается.
Диагностика при замене колёс
Вне зависимости от того, чьими руками переобувается машина, вы можете провести простейшую диагностику. Своевременно обнаруженный дефект позволит избежать крупного ремонта и неприятностей в дороге.
Смотрим глазами
- Амортизаторы не должны иметь потёков, потрескавшихся чехлов.
- Тормозные шланги проверим на отсутствие трещин.
- Оценим износ тормозных колодок и дисков.
- Удостоверимся в отсутствии отпотевания тормозных цилиндров.
- Проверим целостность чехлов ШРУСов и рулевых тяг, убедимся в сухости рулевой рейки.
- Визуально проконтролируем состояние сайлентблоков.
- Изучим кузов на предмет очагов коррозии, ослабленного крепежа.
- Рассмотрим снятые шины, по износу оценим углы установки колёс, манеру езды, тормозную систему, состояние корда покрышки.
- Убедимся, что направление вращения резины (указано на боковине) правильное.
Трогаем руками
Если работаем сами – возьмём монтировку для диагностики сайлентблоков и подушек. Не забудем про шаровые опоры, шарниры, рулевые тяги, стойки стабилизаторов.
Перед снятием колеса раскрутим его, держась рукой за стойку или пружину – это действие даст информацию о состоянии подшипников ступиц. Постучим-покачаем, заострив внимание на верхней опоре стойки.
Если оторвался «брызговик» – самое время его закрепить, пока доступ свободен.
Внимание! Домкрат предназначен для подъёма, но не удержания авто. Используйте упоры-треноги.
Описанные процедуры несложны, работа вполне укладывается в формат «механика выходного дня». При наличии навыков вы потратите в 2-3 раза меньше времени, чем для посещения сервиса.
А главное – вы будете уверены, что всё прикручено, ничего не сорвано и не ободрано. Но если вы по роду деятельности контактируете с людьми – не забудьте перед работой надеть перчатки – иначе рискуете сэкономленные деньги потратить на возвращение рукам опрятного вида.