Лето в прохладе — обслуживаем кондиционер авто перед сезоном
27.07.2020
Принцип действия автомобильного кондиционера
Упрощенно система аналогична домашнему холодильнику, и состоит из компрессора, конденсора (внешнего радиатора), испарителя, установленного перед «печкой», осушителя, датчиков высокого и низкого давления. В качестве теплоносителя в основном применяется «фреон» (на самом деле это тетрафторэтан или смесь газов) R134a, пришедший в 90-х годах на замену неэкологичному R-12.
- В старых моделях компрессор включается электромагнитной муфтой. В этих системах также присутствует капиллярная трубка-фильтр (клапан, дроссель).
- В новых модификациях насос вращается постоянно, а производительность регулируется клапаном ТРВ (терморегулирующим вентилем).

Исправный автомобильный климат-контроль на максимальной скорости и минимальном положении регулятора температуры должен показывать 6-10 ºС на выходе из центрального сопла торпедо при 20 градусах снаружи.
Если автокондиционер плохо морозит
Чтобы система кондиционирования в автомобиле функционировала нормально, её нужно обслуживать минимум 1 раз в год (желательно в начале лета). Что входит в список профилактических работ?
1. Промывка конденсатора. Основная часть грязи — «шуба» из тополиного пуха и шерсти. Она скапливается между радиаторами. Поэтому для качественной очистки необходимо снять теплообменники с машины. Однако на многих моделях можно разъединить «кассету», не нарушая герметичности системы. В образовавшуюся щель вполне пройдет зубная щетка на длинной тонкой палке и шланг с водой. Так вы сможете удалить большую часть мусора из межрадиаторного пространства.
Применять мойку высокого давления следует с осторожностью — небольшим напором и перпендикулярно поверхности. Так вы не повредите соты.
2. Чистка испарителя от грязи. Чтобы основательно отмыть отопитель, потребуется полная разборка корпуса «печки». Но это слишком долго. Поэтому ограничимся пылесосом с тонким гибким шлангом, заменой салонного фильтра и чисткой дренажа толстой леской от триммера. А радиатор почистим лишь в тех местах, куда сможем достать щеткой.
Если конструкция позволяет — снимем мотор отопителя, и через образовавшееся отверстие продуем соты сжатым воздухом.
3. Антибактериальная обработка. Прохладная и влажная среда — идеальное место для размножения легионелл. Эти вредные бактерии способны вызывать легочные заболевания. Чтобы этого не произошло, а также для избавления от запаха «мокрых тряпок», применяем специальное бактерицидное средство или «шашку».
Если предыдущие действия не принесли результата — придется разгерметизировать контур для замены фильтра-сетки. Он может быть засорен продуктами износа поршневой группы компрессора. Чтобы не переплачивать — провести процедуру лучше в сервисе. Тогда из стоимости последующей заправки можно исключить скачанный хладагент.
4. Замена фильтра «печки». Угольный гипоаллергенный — дороже, зато лучше чистит. Хотя и создает большее сопротивление воздушному потоку. Но даже обычный войлочный или бумажный картридж задержит основную часть пыли.
Кондиционер в машине не включается — что делать?

Вы нажали заветную кнопку со снежинкой, загорелся (или погас, как на некоторых моделях) индикатор, но в салоне по-прежнему жарко? Разберемся в причинах на примере системы кондиционирования в авто с отключаемой муфтой компрессора.
1.Оценим наличие фреона. Для этого откручиваем колпачок, и слегка нажимаем отверткой на заправочный ниппель (любой из двух, предварительно проверив их герметичность). Нет шипения — едем на диагностику, ремонт и заправку автокондиционера. Есть — продолжаем поиски проблемы.
2. Далее проверяем электрику, начиная с предохранителей и реле. Если не помогло — приступаем к следующему пункту.
3. Напрямую подаем +12В (кратковременно, чтобы не испортить компрессор) на выход реле при заведенном двигателе, нажатой кнопке включения кондиционера и включенном вентиляторе отопителя.
Если муфта включилась — проверяем напряжение на датчике высокого давления и исправность низкого. Таблицу значений на свою модель легко найти в интернете. Если нет — ищем неисправность проводки.
4. Когда муфта принудительно включается, то осматриваем внимательно нижнюю часть радиаторов, компрессор, трубки и соединения на предмет отпотевания маслом PAG. Это укажет на вероятное место утечки газа.
Систему уже заправляли ранее? Тогда вероятно наличие красителя, и диагностика упрощается. Понадобится ультрафиолетовый фонарик и желтые очки.
Увы, поврежденные коррозией бачки и трубки, даже если их удастся заварить аргоном, долго не живут. В этом случае готовьтесь к покупке нового радиатора кондиционера. А перетершийся или лопнувший шланг можно отремонтировать — стоит это совсем недорого.
Как продлить срок службы автомобильного кондиционера
- Установите сетку под фальшрадиаторные решетки. Это предохранит радиатор от повреждения камнями и засорения. Из чего и как это сделать — читайте здесь.
- Мойте радиаторы перед летом от соли и зимней грязи, чтобы уменьшить коррозию.
- Ежегодно обновляйте салонный фильтр и прочищайте дренаж, совместив процедуру с бактерицидной обработкой.
- Включайте климатическую систему в теплом помещении не реже, чем раз в месяц — на мойке, подземной стоянке супермаркета, или в гараже. Чтобы масло распределилось по магистралям.
Соблюдение этих простых правил обеспечит исправную работу автомобильного кондиционера — комфортную прохладу летом и защиту от запотевания стекол в межсезонье.
Илья Илмарин, 2020