Корзина
...
  • Маркировки тормозной жидкости DOT 3, DOT 4, DOT 5. Отличия и как выбрать нужную

Маркировки тормозной жидкости DOT 3, DOT 4, DOT 5. Отличия и как выбрать нужную

14.01.2020
Маркировки тормозной жидкости DOT 3, DOT 4, DOT 5. Отличия и как выбрать нужную

От выбора технической жидкости напрямую зависит работоспособность узла, в котором она используется. Не исключение и тормозная система — одна из наиболее важных в авто. Разберемся в маркировке тормозных жидкостей и узнаем, как правильно выбрать тормозную жидкость для автомобиля.

Маркировка тормозной жидкости

Подавляющее большинство современных тормозных жидкостей маркируется по стандарту Департамента транспорта США (DOT). Стандарт DOT регламентирует основные характеристики тормозной жидкости:

  • температуру кипения (с различным процентом содержания воды в объеме);
  • вязкость;
  • температуру критической потери вязкости, при которой тормозная жидкость замерзает и оказывается не в состоянии прокачиваться по магистралям;
  • гигроскопичность (способность впитывать и накапливать в себе воду из окружающей среды);
  • химическую агрессию по отношению к металлическим деталям системы и к резиновым уплотнителям.

В номенклатуре, предложенной Департаментом транспорта Америки, есть 5 основных классов тормозных жидкостей, от DOT-1 до DOT-5, и несколько подклассов. Кратко рассмотрим актуальные жидкости, которые сейчас производятся и используются в современных авто.

маркировка тормозной жидкости

Как выбрать тормозную жидкость для автомобиля

Сейчас на рынке сложно найти минеральные тормозные жидкости. Они не отвечают требованиям современных автомобилей, и в связи с этим их производство было остановлено несколько лет назад. Синтетические составы на основе силиконов также встречаются нечасто. Подавляющее большинство автомобилей разработано под стандарт гликолевых и полигликолевых жидкостей.

При выборе тормозной жидкости нужно соблюдать всего два правила:

  • заливать рекомендованную автопроизводителем жидкость или подходящий аналог;
  • не смешивать несовместимые составы в одной системе.

Известно три принципиально различающихся по составу тормозных жидкости, которые нельзя смешивать.

  1. Тормозные жидкости, созданные на основе минеральных баз или со значительным содержанием минеральных компонентов в объеме (DOT-1 и DOT-2, а также отечественная БСК). Минеральные составы обладают низким температурным диапазоном использования и невысоким сроком службы. Могут загустеть уже после — 20 °C.
  2. Гликолевые или полигликолевые жидкости (DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1). Основное преимущество — отличная смазывающая способность. Основной недостаток — гигроскопичность. Из-за быстрого накопления воды в объеме гликолевые тормозные жидкости приходится менять через каждые 2–3 года.
  3. Силиконовые составы (DOT-5 и DOT-5.1/ABS). Силиконы хуже смазывают подвижные детали системы, но обладают низкой гигроскопичностью. Поэтому менять их можно 1 раз в 4–6 лет.

Тормозная жидкость DOT-3 постепенно выводится из производства и эксплуатации. Причина — недостаточная стойкость к закипанию. В сухом состоянии стандарт гарантирует устойчивость к кипению не ниже чем при нагреве до 205 °C. При наличии 3,5% влаги порог закипания опускается до 140 °C, что становится опасным при частом и интенсивном торможении.

Жидкость DOT-4 распространена шире. Она полностью совместима с DOT-3, но при этом имеет более высокие эксплуатационные характеристики: сухая выдержит нагрев минимум до 230 °C, увлажненная — до 155 °C.

маркировка тормозной жидкости

Жидкость DOT-5.1 также относится к семейству гликолевых. Она может смешиваться с другими гликолевыми составами. Не закипит прежде, чем разогреется до 260 °C в сухом состоянии и до 180 °C в увлажненном. Однако вязкость у DOT-5.1 значительно ниже, чем у DOT-3 и DOT-4. Поэтому при заливке менее вязкой жидкости в систему с частичным износом появляется вероятность появления утечек через манжеты, которые были способны удерживать густую среду.

Тормозные жидкости DOT-5 и DOT-5.1/ABS подходят для использования только в системах, рассчитанных на силиконовые рабочие среды. Если залить силиконовый состав в систему, предназначенную для гликолевых сред, то это приведет к быстрому повреждению уплотнителей и появлению течей. Рабочие температурные пределы такие же, как и у DOT-5.1.

Ответ на вопрос, какую тормозную жидкость выбрать, находится в инструкции по эксплуатации авто и иногда дублируется на пробке расширительного бачка. При этом смешивать составы с одинаковыми базами при невозможности залить аналог, можно. Но при первой же возможности рекомендуется заменить всю жидкость в системе на однотипную, так как присадки у различных составов могут взаимодействовать между собой и выпадать в осадок.

В интернет-магазине TopDetal.ru есть в продаже тормозные жидкости любых стандартов от лучших мировых производителей.


Возврат к списку